Моряки прихода Св. Михаила

Илья фон Гревениц

 

Элиас (Илья Карлович) фон Гревениц (Гревенс, Gräwenitz, Grevens) родился в начале 19-го века в семье петербургских немцев из старинного прусского дворянского рода. Его родителями были Карл Ильич Гревениц, в то время командир над Кронштадтским портом, и его супруга Анна Катарина (урожденная Шноррен). Карл Ильич стал первым моряком в своей семье, и все его пятеро сыновей также в той или иной мере посвятили себя флоту. 

В 1822 году Илья поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Окончив его, в 1830 г. мичман фон Гревениц приступил к службе на Балтийском флоте. Об этом периоде нам известны лишь вехи его продвижения по карьерной лестнице. К началу Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. Илья Карлович был уже капитаном 2-го ранга. 

Крымская война, театром боевых действий которой стала, в том числе, и Балтика, дала возможность отличиться нашему герою: сначала в командовании береговой батареей в Гельсингфорсе (Хельсинки), а затем в известном сражении у Свеаборгской крепости. Оборона Свеаборга имела большое значение, так как крепость прикрывала подходы к российской морской базе в Гельсингфорсе. 28 июля 1855 г. англо-французский флот, имея огромный численный и силовой перевес, начал мощную бомбардировку острова, которая длилась двое суток. Союзниками было выпущено более 20 тысяч снарядов разного калибра, однако стрельба из дальнобойных орудий оказалась неэффективной и нанесла российской стороне лишь небольшие повреждения, тогда как огонь свеаборгских батарей смог сорвать высадку вражеского десанта. В результате союзники ушли из вод Балтики ни с чем. За участие в этом бою Илья фон Гревениц был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами. 

В 1858 г. Илья Карлович был произведен в звание капитана 1-го ранга и с мая того же года стал занимать ответственный пост председателя Комиссии Военного Суда. В сферу деятельности Комиссии входило рассмотрение дел и вынесение приговоров воинским служителям, не имеющим обер-офицерских чинов, за совершение ими преступлений в армии и флоте. 

В последние годы своей флотской службы Илья Карлович командовал 8-м (1860), а затем 10-м флотским экипажами (1863), после чего в 1864 г. ушел в отставку в чине контр-адмирала. К сожалению, пока не известны ни даты жизни Ильи фон Гревеница, ни место его упокоения.

 

Публикация об Илье фон Гревенице в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_716


Карл фон Гревениц

 

Карл Элиас (Карл Ильич) фон Гревениц (Гревенс, Gräwenitz, Grevens) родился в середине 18-го века в семье, принадлежавшей к старинному прусскому дворянскому роду. Его родители положили начало российской ветви Гревеницев, когда в 1731 г. поручик Элиас Герман (?-1770) приехал в Россию и поступил на русскую службу, став впоследствии бригадиром и обер-комендантом Тобольска. Его сопровождала супруга София Шарлотта. В семье родилось 9 детей, одним из них был Карл – первый моряк в своем роду и зачинатель морской династии. 

Около 1766 года юный Карл фон Гревениц был определен в Морской кадетский корпус, в то время располагавшийся в Кронштадте. Это было время правления Екатерины II, эпоха активного развития парусного флота, громких битв и завоеваний. Молодой мичман фон Гревениц, покинувший стены Корпуса в начале 1770-х годов, сразу получил возможность испытать себя в бою. В 1773-1774 гг. он участвует в двух летних кампаниях русско-турецкой войны в составе эскадры И.Г. фон Кинсбергена. 23 июня 1773 г. его Азовская флотилия одержала при Балаклаве первую победу русского флота на Черном море. 23 августа у крепости Суджук-Кале турецкий флот был обращён в бегство. А через год, 9 и 28 июня 1774 г., Азовская флотилия отбила попытки турок прорваться через Керченский пролив в Азовское море. 

Вернувшись на Балтику, уже капитан-лейтенант фон Гревениц сумел отличиться в русско-шведской войне 1788-1790 гг., за что был награжден орденами Св. Анны 3-й и 2-й степеней, а также Св. Владимира 4-й степени. Его коллега по флотской службе и известный писатель А.С. Шишков вспоминал, что Карл Ильич также имел шпагу «за храбрость». 

В мирное время Карл Ильич еще более 10 лет командовал фрегатами и линкорами Балтийского флота, включая «Не тронь меня» и «Царь Константин». В 1802 году его заслуги были отмечены орденом Св. Георгия 4-й степени – за 25 лет беспорочной службы в офицерских чинах и 18 6-месячных морских кампаний. 

4 февраля 1803 г. Карл фон Гревениц вышел в отставку в чине капитан-командора (звание, предшествовавшее контр-адмиральскому). Вместе с супругой Анной Катариной (урожд. Шноррен) он воспитал 5 сыновей, также связавших свою судьбу с флотом. 

Последние 13 лет своей жизни Карл Ильич занимал ответственную должность капитана над Кронштадтским портом. Карл Элиас фон Гревениц скончался 23 февраля 1821 г. Место его упокоения пока не известно.

 

Публикация о Карле Гревенице в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_700


Николай фон Гревениц

 

Николай фон Гревениц (Гревенс, Gräwenitz, Grevens) родился в начале 19-го века в семье петербургских немцев, принадлежащей к старинному прусскому дворянскому роду. Его родителями были Карл Ильич Гревениц, в то время командир над Кронштадтским портом, и его супруга Анна Катарина (урожденная Шноррен). Первые представители рода Гревениц появились в России в середине 18-го века, и вследствие канцелярской неточности их фамилия приобрела самые разные варианты написания: Гревениц, Гревенс, Гревниц, Гревенцов. Карл Ильич стал первым моряком в своей семье, и все его пятеро сыновей также в той или иной мере посвятили себя флоту. 

В 1826 г. Николай Гревениц поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, над которым в ту пору директорствовал И.Ф. Крузенштерн, немало сделавший для повышения качества образования будущих моряков. Окончив корпус в 1835 г., Николай в звании мичмана приступил к службе на Балтийском флоте, которая сложилась весьма успешно. В 1845-1846 гг. лейтенант фон Гревениц служил на корвете «Князь Варшавский» и совершил продолжительное путешествие по Средиземному морю, посетив, в том числе, Палермо, Неаполь, Тулон, Лиссабон и Алжир. В следующем году он на том же судне плавал у шведских и датских берегов, был награжден первым орденом – Св. Анны 3-й степени. В 1851 г. Николай Карлович произведен в капитан-лейтенанты с зачислением в 10-й флотский экипаж. В Крымскую войну 1853-1856 гг. он проявил себя как командир полубатальона шхерной гребной флотилии у крепости Роченсальм (Финляндия) и участвовал в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота, за что был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 

С возвращением к мирной жизни Гревениц успешно командовал различными судами Балтийского флота. В 1861 г. за 25-летнюю службу в офицерских чинах капитан 1-го ранга фон Гревениц получил орден Св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1868 г. в звании контр-адмирала Николай Карлович ушел в отставку. Он, как и многие моряки того времени, достаточно поздно женился – 28 июня 1877 г. в Латышской лютеранской церкви Христа Спасителя состоялось его венчание с Каролиной-Евгенией Циллинг. В 1889 г. у них родился сын Николай, служивший в дальнейшем в лейб-гвардии Егерском полку. 

Николай Карлович и в сухопутной своей жизни показал себя деятельным и неравнодушным человеком. Он состоял членом Общества для улучшения в Санкт-Петербурге помещений рабочего и нуждающегося населения, созданного в 1858 г. по образцу подобных организаций в Англии, Франции и Пруссии. В задачи общества входило строительство домов с дешевыми квартирами для небогатых людей. 

Последние годы жизни Николай Карлович фон Гревениц провел с семьей в Павловске, где и скончался 20 мая 1900 года и был похоронен на местном городском кладбище. Его жена Евгения Федоровна пережила его на 15 лет, следы же сына Николая теряются на полях сражений Гражданской войны, где он командовал 1-й ротой Архангелогородского запасного стрелкового полка.

 

Публикация о Николае фон Гревенице в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_660


Карл Якоб Карум

 

Карл Якоб Карум (Karum) родился 3 января 1861 г. в многодетной семье петербургских немцев. 22 января младенец был крещен пастором Карлом Мазингом. 

Его родителями были прихожане церкви Св. Михаила – Александр Роберт Карум и его жена Фанни София (урожденная Грумбт). Род Карум был купеческий, отец Карла держал магазин готового белья на Большой Морской улице. Александр Карум в течение многих лет состоял членом церковного совета. Мать Карла умерла в возрасте 26 лет. Она происходила из семьи фабриканта. Её отец владел мыловаренной фабрикой и костеобрабатывающими заводами за Нарвской заставой. 

Карл был старшим ребенком в семье, но, в отличие от своих братьев, он не стал ни купцом, ни служащим - его манили морские просторы. В 1879 г. он окончил Корпус флотских штурманов. Это учебное заведение, просуществовавшее чуть более полувека, находилось в Кронштадте. К моменту окончания его Карлом, оно стало называться Техническим училищем Морского ведомства. Сюда принимались мальчики с образованием 5 классов гимназии. Здесь Карл прошел 4-х годичный курс обучения. Основным предметом в Корпусе было кораблевождение. 

В 1890-е годы Карл в звании штабс-капитана служил на пароходе «Петербург». К 1902 г. дослужился до звания капитана.

Дальнейшая информация о Карле Каруме пока отсутствует.

 

Публикация о Карле Каруме в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_927


Александр фон Нидермиллер

 

Александр фон Нидермиллер (Niedermüller) родился 19 июля 1851 г. в Риге, в семье потомственных дворян, прибалтийских немцев. Его родителями были капитан Русской Императорской армии Георг-Фридрих фон Нидермиллер и Генриетта Клааг. Александр был самым младшим из трех братьев, и все они посвятили свою жизнь служению Отечеству. 

Получив среднее образование в Рижской гимназии, братья Александр и Дмитрий отправились в Морской кадетский корпус в Петербурге, выпускниками которого стали с разницей в год (Дмитрий в 1869 г., Александр – в 1870 г.). Перед молодым и энергичным офицером открывались широкие перспективы карьеры и образования. Сразу после выпуска он отправился в кругосветное на клипере «Изумруд» (1870-1873). Экспедиция была посвящена изучению морей Индийского океана, а в декабре 1872 г. клипер принял на борт в Новой Гвинее известного путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая и доставил его в Сингапур. Этот эпизод Миклухо-Маклай подробно описал в своих дневниках. 

Семидесятые годы XIX века были для заграничных флотов эпохой активного развития нового вида вооружения – самодвижущихся торпед, получивших в России название «мины Уайтхеда». Минное дело заинтересовало и нашего героя, став впоследствии его основной специализацией. Изучив предмет на заводе Р. Уайтхеда в Австрии (1871-1879), лейтенант Нидермиллер прошел Академический курс морских наук (1876), окончил Минный офицерский класс (1878) и уже в качестве флагманского минного офицера продолжил свою деятельность в штабе заведующего минной частью Балтийского флота, проводил опыты в Севастополе. С 1887 по 1890 гг. преподавал в Минном офицерском классе в Кронштадте. Перу Александра Нидермиллера принадлежат сочинения «Мины Уайтхеда» (1889), а также «Наставление по разборке, сборке и выверке мин Уайтхеда» (1891, 1901). 

Александр Георгиевич был не только теоретиком, но и практиком, успешно сочетая преподавание и командование военными кораблями. В его послужном списке крейсер «Африка» (старший офицер в 1897-1890 гг.), транспорт «Красная Горка» (1891), крейсер «Джигит» (1891-1896; на нем он совершил в 1894 г. плавание в Средиземное море и в Северный Ледовитый океан), крейсер «Память Азова» (1898-1901, одновременно с командованием 12-м флотским экипажем), эскадренный броненосец «Бородино» (1901-1902, одновременно с командованием 18-м флотским экипажем). 

Однако в сердце моряка жили не только корабли. 28 июля 1881 г. он обвенчался с Алидой (Лидией Федоровной) Клааг на ее родине в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). Через год, уже в Петербурге, родился их старший сын Владимир. Младенец был крещен пастором Гвидо Пенгу в церкви Св. Михаила, прихожанами которой была вся многочисленная семья Нидермиллеров. Впоследствии у Александра и Лидии родились еще две дочери. 

В 1902 году Александр фон Нидермиллер был произведен в контр-адмиралы, и началась его не менее активная флотская деятельность на высоких государственных постах. Назначенный начальником штаба при главном командире Кронштадтского порта (в то время им был С.О. Макаров), в следующем 1903 году Александр Георгиевич – помощник начальника Главного морского штаба, а с 1905 по 1906 гг. – исполняющий его обязанности. Печальные результаты русско-японской войны побудили Николая II учредить Совет государственной обороны (СГО) как внеправительственный орган, координирующий деятельность военных и морских ведомств с учетом внешней и внутренней политики государства. Александр фон Нидермиллер стал одним из членов СГО. Кроме того, с 1906 г. он входил в состав Конференции Николаевской Морской академии, с 1907 г. был председателем Комитета Добровольного флота. В 1908 г. Александр Георгиевич ушел в отставку с чином вице-адмирала. Ушел, но не на покой… 

В 1896-1917 гг. вместе с братом Николаем они трудились на благо родного прихода Св. Михаила, входя в его правление. Александр был членом церковного совета, а Николай – его президентом. Кроме того, Александр Георгиевич был председателем «Морского дома» при Евангелическом обществе, созданного для попечения «всех мореходцев без различия». «Морской дом» помогал прибывающим в Петербург морякам найти дешевое жилье и подходящую работу на кораблях, а также заботился о религиозно-нравственном воспитании тех, кто исповедовал евангелическую веру. Неукротимая энергия и признанный авторитет позволили Александру Георгиевичу стать директором правления русского акционерного общества «Рубероид». 

В 1911 г. на Ново-Адмиралтейском острове, в конце Английской набережной, была освящена церковь Христа Спасителя (Спас-на-Водах), посвященная памяти моряков, погибших в русско-японскую войну. Александр фон Нидермиллер входил в Комитет по сооружению этого храма. Для него русско-японская война была, в том числе, личной трагедией, так как в Цусимском сражении погиб его единственный сын Владимир. От этой потери отец не оправился до конца своих дней, написав в 1930 г. книгу «От Севастополя до Цусимы». 

Вся бурная деятельность отставного вице-адмирала, все добрые дела и благие начинания были перечеркнуты 1917-м годом. Об этом периоде его жизни мы знаем лишь, что Александр фон Нидермиллер был участником Белого движения в Вооруженных силах Юга России и в 1920 г. навсегда покинул родину на пароходе «Анатолий Молчанов», эвакуировавшемся из Новороссийска. Проведя первое время в Югославии, он вместе с семьей переехал в Германию. Но и здесь Александр Георгиевич остался верен себе: даже в изгнании, находясь на посту Почетного председателя Союза взаимопомощи служившим в Российском флоте, он продолжал заботиться о своих соотечественниках. 

Александр Георгиевич фон Нидермиллер, неутомимый труженик на благо своего Отечества, обладатель многочисленных российских и заграничных наград, искренний христианин и преданный лютеранин, скончался 21 марта 1937 г. в возрасте 86 лет. Он был похоронен на православном кладбище Тегель в Берлине, где 5 лет спустя рядом с ним упокоилась и его любимая жена Лидия (ум. 15 ноября 1942 г.).

 

Публикация об Александре фон Нидермиллере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_709


Владимир фон Нидермиллер

 

Вольдемар (Владимир Александрович) фон Нидермиллер (von Niedermüller) появился на свет 8 июля 1882 г. в семье потомственных дворян, балтийских немцев. Его родителями были молодой лейтенант флота Александр фон Нидермиллер и его жена Алида (Лидия Федоровна, урожденная Клааг). Впоследствии Александр Георгиевич сделал успешную карьеру на флотском поприще, став вице-адмиралом. Он также был членом церковного совета прихода Св. Михаила. 19 сентября 1882 года младенец Вольдемар был крещен в семейном кругу пастором Гвидо Пенгу, одним из восприемников стал его дядя Дмитрий – еще один представитель морской династии Нидермиллеров. 

Не удивительно, что, имея отца и дядю моряков, Владимир также избрал флот своей стезей. О годах его учебы в Морском кадетском корпусе пока известно немного, но можно сделать вывод, что учился Владимир хорошо, так как, будучи гардемарином, выполнял обязанности фельдфебеля, т.е. помощника офицера в младших ротах. Звание фельдфебеля являлось своеобразным знаком отличия. 

6 мая 1900 г. выпускник Корпуса Владимир фон Нидермиллер был произведен в чин мичмана, и началась его служба в 19-м флотском экипаже. Молодому мичману повезло – в 1901-1902 гг. он находился в заграничном плавании, набираясь опыта на недавно спущенном на воду крейсере 2-го ранга «Новик». Прибыв после приемо-сдаточных испытаний из Данцига (Гданьск, Польша) в Кронштадт, «Новик» вскоре отправился на Дальний Восток, где впоследствии принял участие в русско-японской войне. А наш молодой герой был переведен на эскадренный броненосец «Император Николай I», на котором провел еще 2 года (1902-1904). С этим судном ему еще довелось в некотором роде встретиться через год – в водах Японского моря… 

Тень русско-японской войны, разразившейся в 1904 году, всё это время неотступно витала над нашим героем… В тот год он был произведен в лейтенанты и назначен на эскадренный броненосец «Ослябя», где служил вахтенным начальником. Эта ответственная должность требовала от него заботиться о безопасности корабля в плавании, четко и точно выполнять приказы командира и старшего офицера. Тем временем, «Ослябя» был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и 2 октября 1904 г. покинул морскую базу в Либаве (Лиепая, Латвия) в качетве флагмана 2-го броненосного отряда. 

В печально известном Цусимском сражении, состоявшемся 14 мая 1905 г., «Ослябя», имевший слабое артиллерийское вооружение и броневую защиту, стал первой жертвой, попав под сильнейший обстрел со стороны противника. Так описал происходящее в своем романе «Цусима» А. Новиков-Прибой: «По броненосцу стреляли не менее шести японских крейсеров. Море кипело вокруг. При попаданиях в ватерлинию по поясной броне, взъерошиваясь, вздымались вровень с трубами огромные столбы воды и затем обрушивались на борт, заливая верхнюю палубу и казематы. Стоны, предсмертные вопли, крики людей, искалеченных и обезумевших от ужаса, мешались с грохотом взрывов, завыванием огня и лязгом рвущегося железа. Вот артиллерия, выведенная из строя, совсем замолчала. Командир одного из плутонгов, лейтенант Нидермиллер, отпустил орудийную прислугу, а сам, считая положение безнадежным, застрелился. Все верхние надстройки корабля были охвачены огнем. Бушевал пожар под кормовым мостиком. На спардек из-под верхней палубы валил густой дым, а через люки и пробоины вырывались крутящиеся языки пламени. Горели офицерские и адмиральские помещения. Люди пожарного дивизиона метались в облаках дыма, как призраки, но все их старания были напрасны. "Ослябя", зарывшись носом в море по самые клюзы, больше не мог отбиваться и, разбитый, изуродованный, продолжавший еще кое-как двигаться, беспомощно ждал окончательной своей гибели. Она не замедлила прийти вместе с новой, решающей пробоиной». 

Завалившись на борт, броненосец перевернулся кверху килем и пошел ко дну, унеся с собой жизни около 500 человек, что составило более половины его экипажа. Однако 405 человек были спасены из воды, и, как знать, может, лейтенант Нидермиллер, так печально погибший в свои неполные 23 года, мог бы выжить… 

Его отец, на склоне лет оказавшийся в эмиграции в Берлине, в своей книге «От Севастополя до Цусимы» (издана в 1930 г. в Риге) с грустью вспоминал «о сей потере… о даровитом морском офицере, с самых юных лет поглощенным интересами окружающей его морской среды и талантливом акварелисте-маринисте…»

 

Публикация о Владимире фон Нидермиллере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_698


Дмитрий Георгиевич фон Нидермиллер

 

Дмитрий Георгиевич фон Нидермиллер (Niedermüller) родился 15 мая 1849 г. в Риге, в семье прибалтийских немцев. Его родителями были капитан Русской Императорской армии Георг-Фридрих фон Нидермиллер и Генриетта Клааг. Дмитрий был средним сыном и имел еще двух братьев: старшего Николая и младшего Александра. Все трое связали свою судьбу со служением Отечеству. 

Дмитрий и Александр окончили Морской кадетский корпус с разницей в год (1869 и 1870 гг.). Их обучение в этом прославленном заведении на Николаевской набережной пришлось на годы директорства В.А. Римского-Корсакова, старшего брата знаменитого композитора. При Воине Андреевиче в корпусе был осуществлен ряд преобразований в системе обучения и воспитания. В будущих моряках стремились развивать чувства самонаблюдения, долга и чести. 

В 20 лет Дмитрий Георгиевич покинул стены корпуса и приступил к флотской службе. На его долю не выпало громких подвигов или памятных сражений, но даже немногочисленные сведения о его морской карьере позволяют составить впечатление о Дмитрии Нидермиллере как о честном, добросовеством, заслуживающем доверия офицере. 

О первых годах флотской службы Дмитрия Нидермиллера известно немного – в 1872 г. он произведен в первое офицерское звание мичмана, через 4 года – уже лейтенант, в 1887 г. – капитан 2-го ранга. 9 апреля того же года 37-летний моряк обвенчался в церкви Св. Михаила с Паулиной Романовной Кирхнер. Кирхнеры издавна были членами нашего прихода. 

В последующие 10 лет капитан 1-го ранга Нидермиллер жил между Петербургом и Кронштадтом, командуя флотскими экипажами: 13-м (1895 г.), 4-м (1898 г.), 14-м (1901 г.). В течение года (1900-1901 гг.) капитан фон Нидермиллер был командиром Ревельского полуэкипажа. Через несколько лет туда был назначен мичман Гаральд Граф, оставивший интересные воспоминания о жизни тихого эстляндского городка (Г.К. Граф. «Моряки. Очерки из жизни морского офицера. 1897-1905 гг.»). Последним местом службы Дмитрия Георгиевича стал Каспийский экипаж (1901-1905 гг.), после чего он вышел в отставку. 

В отличие от своих братьев, входивших в правление прихода Св. Михаила, Нидермиллер был рядовым членом общины, но церковные архивы сохранили память о нем как о жертвователе на нужды сиротского приюта, действовавшего при церкви. 

Биография Дмитрия фон Нидермиллера обрывается в революционном 1917 году. Дальнейшая его судьба пока не известна. Быть может, он окончил свои дни в эмиграции, как его брат Александр, или пострадал от красного террора, как многие офицеры. Эту загадку нам еще предстоит разгадать…

 

Публикация о Дмитрии фон Нидермиллере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_656


Георг Генрих фон Платер

 

Георг Генрих (Григорий Иванович) фон Платер родился 18 августа 1782 г. в местечке Кёнхоф в Лифляндии (ныне Keeni в южной Эстонии) в семье фон Платер, ведущей свой древний род от вестфальского рыцаря Гумберта (1210 г.). Его родителями были богатый помещик Ганс Рейнгольд и Шарлотта Юлиана Христина (урожденная фон Розен). 

В 1791 г. 9-летний Георг, вместе с братьями Густавом и Фёдором, был определен в Морской кадетский корпус. 4 года из 5 лет учебы Георга пришлись на короткий период, когда Морской корпус был переведен из Кронштадта в Ораниенбаум. Выпуск Г. Платера стал последним ораниенбаумским, после чего император Павел I велел вернуть корпус в столицу, однако путям юных моряков предстояло еще не раз пересечься в грядущих плаваниях и сражениях. Двумя годами ранее стены корпуса покинул будущий адмирал П.И. Рикорд, годом позже – знаменитый мореплаватель Ф.Ф. Беллинсгаузен. Но всё это было еще впереди, а пока что юный Георг фон Платер (ему всего 14 лет), сдав в 1796 г. экзамен на мичмана (первый офицерский чин на флоте), начал службу на корабле «Эмгейтен». Первый, настоящий морской опыт он приобретал под руководством капитана 2-го ранга Н.А.Бодиско – героя русско-шведской войны 1788-1790 гг

12 мая 1798 г. мичман Платер отплывает из Кронштадта в составе экспедиции в Англию, которая приводит к присоединению России ко Второй антифранцузской коалиции, преследовавшей своей целью заставить Францию войти в прежние границы, нарушенные Наполеоном. Одним из театров военных действий, на котором оказался Платер, была Голландия. 

10 марта 1804 г. Георг, или Григорий Иванович, как его именовали на русский лад, произведен в лейтенанты и в 1806 г. переведен на 74-пушечный линкор «Твёрдый». Вскоре линкор был включён в эскадру, отправленную на о. Корфу для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина, противодействовавшего захвату Балкан французами. Тем временем, началась очередная русско-турецкая война (1806-1812), и Сенявин блокировал Дарданеллы. Экипаж линкора «Твёрдый», флагманского корабля в Сенявинской эскадре, принимал непосредственное участие в этих событиях, кульминацией которых стали бой у Дарданелл (10 мая) и Афонское сражение (19 июня). Несмотря на численный перевес, турецкий флот потерпел сокрушительное поражение, а русские моряки продемонстрировали превосходную подготовку, мужество и героизм. В это время Григорий Платер обратил на себя внимание Сенявина и был удостоен первой боевой награды – ордена св. Анны 3-й степени. 

В 1809 г. началась морская карьера Платера как командира – сначала на галиоте «Олень», потом на брандвахтенном судне «Иоганус» (таковые занимались в гавани наблюдением и записью всех приходящих и уходящих судов). 5 января 1811 г. Г.И. Платер был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром шлюпки «Лизетта». Во время Отечественной войны 1812 г. шлюпка «Лизетта» входила в отряд гребной флотилии и принимала участие в сражении 4 ноября 1812 г. против французов у Риги (Рига была важным опорным пунктом, закрывавшим путь на Петербург). Роль гребного флота в этой войне высоко оценил император Александр I, назвав его не только «великим подкреплением и обороной», но и «сильной преградой» для неприятеля на реке Двине. В следующем же, 1813 году, отряд гребных судов участвовал в осаде Данцига (ныне Гданьск), во время которой упорно бомбардировал неприятеля, несмотря на сильное течение и жестокий огонь. За эту кампанию Григорий Платер получил орден св. Анны 2-й степени. 26 ноября 1816 г. за проведение 18 морских кампаний (одна морская кампания равнялась 6 месяцам чистого плавания) он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. 

Последующие 10 лет Григорий Иванович командует судами разных типов (бриги, фрегаты, линкоры), выполняя разные поручения флотского начальства и крейсируя по Балтике. В 1825 г. он произведен в капитаны 2-го ранга, в 1826 г. – командирован с 8-м флотским экипажем в Кронштадт и награжден орденом св. Владимира 4-й степени «за труды при снятии с мели военных судов». 

В 1827 г., снаряжая экспедицию в Англию для дипломатических переговоров в связи с назревавшей войной с Турцией, адмирал Сенявин вспомнил о храбром и надежном офицере фон Платере, проявившем себя 20 лет назад в Архипелаге, и назначил уже зрелого капитана начальником штаба экспедиции. В том же году Г. Платер был произведен в капитаны 1-го ранга, в 1828 г. командовал 8-м флотским экипажем, а с 14 июня 1829 г. отплыл на линкоре «Фершампенуаз» в Архипелаг в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда (знакомого ему еще по Морскому корпусу), отправленной для подкрепления средиземноморской эскадры вице-адмирала графа Гейдена. Линкор «Фершампенуаз» под командованием Г.И. Платера хорошо зарекомендовал себя в войну 1828-1829 гг., а также в последующий период крейсирования в Архипелаге, неся дозорную службу, перехватывая неприятельские суда, обстреливая вражеские береговые укрепления. Командующий эскадрой П.И. Рикорд представил капитана 1-го ранга Платера как лучшего командира к назначению на должность своего младшего флагмана с одновременным присвоением контр-адмиральского звания «за боевые отличия» (22 августа 1830 г.).

Пожалуй, Архипелагская экспедиция стала последним большим плаванием Г.И. Платера. С 1830-х годов начинается его неуклонный карьерный рост: бригадный командир флотских экипажей в Петербурге (1833-1834), командир 3-й флотской дивизии (1836), производство в вице-адмиралы (1837), член Адмиралтейств-совета (1837-1846; высшее военно-морское учреждение по хозяйственной части флота), производство в адмиралы (1852) и, наконец, командир Кронштадтского порта и Кронштадтский военный губернатор (1852-1853). В 1913 г. на стенах Морского собора Кронштадта была установлена мраморная доска, отметившая большой вклад служивших в крепости. Среди них было и имя Григория фон Платера. 

Сойдя на берег, адмирал Г.И. Платер поселился на 1-й линии Васильевского острова, недалеко от лютеранской церкви Св. Михаила, которой и посвятил часть своей «сухопутной» жизни. Фон Платеры были прихожанами этой церкви еще с середины 18-го века. В начале 1850-х годов Григорий Иванович возглавлял церковный совет, занимаясь управлением прихода, еще не имевшего собственного здания и снимавшего дом на 3-й линии. Церковные хроники сохранили упоминание о его пожертвованиях на строительство духового органа для церкви. В те же годы в состав совета входил его племянник, надворный советник Егор Густавович фон Платер. 

Последней должностью Г.И. Платера было присутствие в Межевом департаменте Правительствующего Сената (1853-1861). Современник 5 императоров, участник 5 военных кампаний, более 40 лет посвятивший флоту, обладатель самых высоких государственных наград (орден Белого орла, орден св. Александра Невского), усердный труженик на благо церкви, адмирал Григорий Иванович фон Платер умер 13 января 1861 г. в возрасте 78 лет. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Георге фон Платере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_374


Август Риман

 

Август Евстафьевич (Густавович) Риман (Riemann) родился в 1804 г. в семье балтийских немцев. Отец его был подполковником, дед – пастором в Германии и Латвии. Старший брат Карл Иоганн Вильгельм пошел по стопам отца и тоже стал военным. Август же был определён в 1813 г. в Морской кадетский корпус. По прошествии 8 лет (в 1821 г.) гардемарина Римана производят в мичманы с назначением в Черноморский флот. Первый практический опыт молодой моряк приобретает в Николаеве, после чего через 3 года возвращается в Кронштадт. Вся его дальнейшая карьера приходится на время царствования Николая I, при котором началось возрождение в России мощного парусного флота. 

В 1826 г. Август Евставьефич произведен в лейтенанты. С 1827 г. в его судьбе (как личной, так и профессиональной) наступает время перемен. Лейтенант Риман женится на Капитолине Дмитриевне Окуневой (столь ранние браки не были характерны для военных моряков). Вскоре у него родится первенец Павел (1828-1878), а затем еще двое сыновей – Николай и Александр. Все они стали моряками. 

В том же 1827 г. Август Риман определён на службу в родной Морской корпус. 15 лет его деятельности (1827-1842) совпали с директорством И.Ф. Крузенштерна, при котором в корпусе были проведены реформы, направленные на повышение уровня флотского образования. Все годы своей службы в корпусе Август Евстафьевич ходил с кадетами в практические плавания на учебных фрегатах, в частности, 7 лет был командиром фрегата «Отважный» (1835-1842). 

19 августа 1842 г. Риман покинул стены корпуса и назначен членом Кораблестроительного и Учётного Комитета Морского Министерства. Учрежденный в 1827 г. при Кораблестроительном Департаменте, этот комитет осуществлял контроль над строительством военных судов (рассмотрение чертежей, проверка смет, нарядов и ведомостей, наблюдение за использованием судостроительных материалов). Когда в 1855 г. комитет был упразднен, капитана 1-го ранга А. Римана назначили членом вышестоящего Кораблестроительного Департамента, отвечавшего за строительство, вооружение и ремонт военных судов. 

В том же 1855 г. Августу Евстафьевичу была поручена проводка на камелях из Санкт-Петербурга в Кронштадт только что спущенного на воду парусно-парового линкора «Ретвизан», построенного нашим же прихожанином А.Я. Гезехусом (камелями назывались два плоскодонных судна-понтона для проводки корабля по мелководью). Кроме того, в течение года он исполнял обязанности капитана над Кронштадтским портом и в 1856 г. был утвержден в этой должности в звании контр-адмирала. С 1858 г. А. Риман являлся директором Каменноостровского Инвалидного дома для «престарелых и увечных» военных моряков, учрежденного в 1766 г. будущим императором Павлом I и потому носившего его имя. 

В 1855 г. капитан 1-го ранга А.Е. Риман был избран президентом церковного совета прихода Св. Михаила. Интересен тот факт, что на этом ответственном посту один моряк сменил другого – до 1854 г. президентом совета был адмирал Г.И. фон Платер. Административный опыт А. Римана, безусловно, пригодился в управлении приходом, еще не имевшим в то время собственного здания. 

1 января 1866 г. А.Е. Риман был произведен в вице-адмиралы, а 7 января скончался на 62-м году жизни. Застав расцвет парусного и зарождение парового флотов, ему, однако, не довелось поучаствовать в крупных морских сражениях и снискать славу героя. Вместо этого он воспитывал будущих героев сам и внимательно следил за строительством того самого флота, которому посвятил более 50 лет жизни. Свои награды (ордена Св. Станислава 4-й степени, Св. Анны 3-й и 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени) он заслужил долгим и добросовестным трудом на благо Отечества. Таким был Август Евстафьевич Риман, наш прихожанин.

 

Публикация об Августе Римане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_456


Томас Тиздель

 

Томас (Фома Вениаминович) Тиздель родился в 1781 г. в семье англичанина на русской службе Бенжамина Тизделя (Tysdale, Tisdel) и его жены Сары Карловны (урожденной Нокс). Жизнь их обоих была связана с российским флотом – Бенжамин был морским офицером, а Сара воспитывала будущих офицеров, служа начальницей «малолетнего отделения» в Морском кадетском корпусе. Один из кадет впоследствии вспоминал ее как «женщину строгую, но в то же время и добрую». 

Англичане служили в российском флоте с первых лет его становления, считаясь хорошими специалистами в области мореплавания и кораблестроения. Им предоставлялись выгодные условия и возможность профессиональной карьеры, имена офицеров-англичан можно встретить во всех сражениях российского флота, что свидетельствует об их храбрости и преданности своей новой родине. Многие принимали российское подданство, образовывая целые династии. Представителем такой династии был и Томас Тиздель. 

В 21 год (в 1802 г.) он был принят на русскую службу мичманом. Первые года Томас находился на строящемся в Петербурге фрегате «Скорый», после чего в составе эскадры Д.Н. Сенявина отправился на фрегате «Автроил» в Средиземное море – противодействовать французскому флоту. В общей сложности он провел на Средиземном море и в Адриатике около трех лет, поучаствовав во взятии крепости Курцало и в блокаде Новой Рагузы. 

Однако 1807 год внес серьезные коррективы в карьеру молодого офицера. 28 октября Александром I был подписан высочайший указ о разрыве отношений с Англией, после чего началась англо-русская война (1807-1812). Всех офицеров-англичан было приказано немедленно списать с кораблей и отправить на жительство во внутренние города России. Продиктовано это было опасностью их нелояльного поведения в условиях международного конфликта. Это была не первая подобная ссылка (первым прецедентом стала Семилетняя война в 1757 г., а затем захват англичанами острова Мальта в 1800 г.), однако на сей раз место проживания разрешалось выбрать самостоятельно. Томас Тиздель добирался до своего пункта назначения «сухим путем» из Триеста около года, прибыв в 1809 г. в Боровичи Новгородской губернии, где жила его тетка. Вместе с ним ехал ее муж – капитан П.А. Бойль, также списанный с эскадры. 

Мы не знаем, что Томас Вениаминович делал в Боровичах в течение последующих двух лет, но ему, как и многим другим ссыльным, наверняка хотелось прервать вынужденную «паузу» в службе. Такую возможность давало принятие российского подданства. 27 марта 1812 г. лейтенант Томас Тиздель присягнул на верность императору. Всё было вовремя: приближалась война с Наполеоном, и в те же дни вышло повеление немедленно вернуть всех англичан на службу. 

Однако нашего героя загадочным образом миновали сражения и подвиги, и с 1812 года он до конца своих дней служил во флотских экипажах Петербурга и Кронштадта (в 3-м, 5-м и 27-м), не уходя далеко за пределы большого Невского фарватера. Под его командованием в разные годы были гемамы (парусно-гребные корабли), пароходы, бриги и прочие брандвахтенные суда. Береговая служба явно давалась Томасу хорошо, так как его формулярный список пестрит благодарностями от начальства (включая контр-адмирала Крузенштерна и капитан-лейтенанта Платера, который также был нашим прихожанином): «к службе рачителен», «расторопен», «должность исправляет с отличным усердием» и т.д. Доверие к Тизделю проявилось в его назначении на должность «экскадр-адъютанта» при флотском начальнике в Кронштадте (1820-1822), а также в его работе в Комиссии для составления сметы по строению кораблей и судов (1825-1826). Поэтому орден Св. Георгия 4-й степени за 25 лет в обер-офицерских чинах и Знак отличия беспорочной службы, полученные Тизделем в 1848 г., были им совершенно заслужены. 

В 1831 г. Томас Вениаминович был переведен в 1-й ластовый экипаж в Санкт-Петербург, которым затем командовал с 1833 по 1848 годы. Офицеры ластовых экипажей (ласт как мера веса в старой России равнялся 2 тоннам, ластами измерялась вместительность судна) считались низшей категорией среди флотских чинов, так как служили в нестроевых частях. Они носили другую форму и имели более низкий оклад. Однако вот как вспоминает этих людей князь Я.К. Туманов: «Это были достойнейшие люди, прошедшие суровую школу морской жизни, тончайшие знатоки своего подчас довольно сложного дела… Они занимали должности заведующих портовыми складами, служили на плавучих средствах порта, заведовали такелажными и парусными мастерскими, плавучими кранами и т.п. Чины они имели сухопутные». Кстати, именно последний факт объясняет, почему Томас Тиздель вышел в отставку в чине полковника, а не капитана 1-го ранга. 

Впервые в архивной хронике прихода Св. Михаила имя Томаса Тизделя встречается в 1813 году – в разрешении лейтенанту 2-го корабельного экипажа на вступление в брак. 19 декабря того же года Томас обвенчался с дочерью надворного советника Каролиной Вильгельминой Элементиной фон Девель. Их первые двое детей родились в Кронштадте – дочь Эмилия (1821) и сын Алексей (1822). Младшая Александра Сарра появилась на свет 12 июля 1827 г. в Петербурге и была крещена 27 июля в Домовой церкви Кадетского корпуса (Церкви Св. Михаила) пастором Д. Флитнером. 

Жизненный путь полковника Томаса Тизделя завершился 16 августа 1848 г. Ему было 67 лет. Место его захоронения пока не известно.

 

Публикация о Томасе Тизделе в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_731