Инженеры прихода Св. Михаила

Александр-Фридрих Аль

 

Александр-Фридрих Аль (Ahl) родился 21 сентября 1831 г. Он принадлежал к числу василеостровских немцев, составлявших пятую часть от населения острова. С начала 19-го века (а может, и раньше) в приходе было несколько семей с фамилией Аль, главы которых были учителями, купцами, ремесленниками... 

Александр Аль жил неподалеку от церкви Св. Михаила, на 1-й линии. Он был женат на Амалии Маттли. Известно о двух детях, родившихся в этом браке, – сыне Эрнсте Роберте (1868 г.р.) и дочери Алиде Иоганне Элизабет (1864 г.р.). Со временем Эрнст Аль превзошел отца, став ученым-химиком. 

Глава семьи Александр Аль работал механиком. Знаменитые Кулибин и Нартов тоже были механиками, однако владеть этой профессией в 18-м веке и в 19-м – совсем не одно и то же. Труд механика к середине 19-го века, с его бурным промышленным ростом, был крайне востребован. Александр Аль работал на чугунолитейном заводе. Таковой на Васильевском острове находился на 25-й линии – известный завод Феликса Шопена. В отличие от литейных производств 100- и 150-летней давности, отливавших тяжелые пушки и ядра, этот завод производил более изящную продукцию, украшавшую дома и парки. К 1863 г., когда Александр Аль пришел на завод, здесь выполнялись сложные заказы для убранства церквей – Исаакиевского и Казанского соборов, Храма Христа Спасителя в Москве, изготавливались скульптуры, осветительные приборы для дворцов. 

Основу работы механика составляют не только технические знания, но дисциплина и ответственность. Механик на заводе должен обеспечивать надежную работу оборудования. Он должен научить рабочих грамотно использовать механизмы и обеспечивать им своевременный ремонт. На этой должности немец с его стремлением к порядку становился незаменимым работником: «Ordnung muss sein». 

Александр-Фридрих Аль умер 27 ноября 1893 г. на 62-м году жизни и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Александре Але в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_399


Иоганн Георг фон Бликс

 

Иоганн Георг (Егор Иванович) фон Бликс (Blix) родился 9 сентября 1816 г. Его отцом был купец Иоганн Генрих фон Бликс, который был женат на Каролине Элизабет (Ивановне) Добриновской. Семья жила в районе Немецкой слободы, на Царицынской улице (на месте современного Марсова поля). Известно о шести детях, которые родились у супругов Бликс. 

Иоганн Георг был старшим ребенком в семье. По сложившейся традиции первенцев называли в честь отца. Родители постарались дать сыну хорошее образование, поэтому определили в Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В истории России Институт Корпуса инженеров был первым высшим учебным заведением в области транспорта, сюда принимались дети потомственных дворян. Выпускники этого полувоенного заведения составляли интеллектуальную элиту Империи. 

Сначала, в 1836 г., Иоганн Бликс окончил Военно-строительную школу при институте – своего рода средне-специальное заведение строительного профиля, дававшее гимназическое образование. Обучение в школе позволило ему в дальнейшем продолжить учебу уже непосредственно в институте. В 1838 г. Иоганн завершил обучение - в звании подпоручика и инженера путей сообщения. С 1849 г. он начинает службу в 8-м округе Корпуса инженеров, постепенно поднимаясь по служебной лестнице. Правление 8-го округа находилось в Тифлисе, поэтому вся последующая профессиональная деятельность молодого инженера была связана с Кавказом. 

Реформы Александра II и присоединение к России Кавказа требовали привлечения технических кадров для строительства дорог и мостов в труднопроходимой местности, на которой до 1864 г. велись военные действия – 47 лет длилась Кавказская война. Определенно, Иоганн Бликс-младший был не только знающим специалистом, о чем свидетельствует его карьерный рост, но и смелым офицером, которого не испугали набеги воинственных горцев. 

О первых шагах Иоганна Бликса на Кавказе напоминает бывший Воронцовский мост (Саарбрюкенский) в Тбилиси, построенный в середине 19 века. В 1851 г. инженер Бликс переработал проект этого моста. Так называемая его «сухая» часть, повисшая над улицей, сохранила в себе первоначальный замысел автора. 

Прослужив на Кавказе в течение 20 лет, свой земной путь Иоганн Бликс закончил в звании генерал-майора.

 

Публикация об Иоганне Бликсе в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_391


Иоганн Генрих Грошопф

 

Иоганн Генрих Грошопф (Groschopff, Гроссшопф) родился 28 февраля 1795 г. в семье купца и нотариуса Иоганна Готлиба Грошопфа и его жены Анны Беаты Эстедт. Он был вторым сыном в этой богатой и многодетной семье, история которой связана с приходом Св. Михаила. В 1811 г. Иоганн поступил в Институт инженеров путей сообщения, хорошо учился, и к окончанию института в 1816 г. ему было присвоено звание поручика. 

Иоганн Грошопф служил в составе Корпуса инженеров военных поселений. В его ведении находилось сооружение объектов и построек военного назначения: крепости, госпитали, казармы, арсеналы и, конечно, дороги, мосты и колодцы. 

Ранняя смерть прервала успешную службу полковника Грошопфа. Семью он не создал. Иоганн (Иван Иванович) Грошопф умер в июле 1831 г. в возрасте 36 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Иоганне Грошопфе в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_592


Рудольф Детерс

 

Рудольф Детерс (Deeters) родился в 1873 г. в семье балтийских немцев. До революции он служил инженером-электриком на электротехническом заводе «Сименс и Гальске», позже руководил телефонным заводом «Русского акционерного общества Л. М. Эриксон и К"». Писатель Лев Успенский в «Записках старого петербуржца» вспоминал, что фабрика "Эриксон" выпускала первые телефонные аппараты. «Они висели тяжкие, крашеные под орех, похожие на тщательно изготовленные скворечники. Микрофон у них торчал вперед чуть ли не на полметра. Говорить надо было, дыша в его тщательно заделанный медной сеточкой раструб, а звук доходил до уха через тяжелую трубку, которую, совсем отдельно, нужно было приставлять к нему рукой. И были две кнопки - левая "а", правая "б". Левую надо было нажимать, вызывая номера до 39 999; правую - если нужный вам номер начинался с четверки». 

После революции Детерс как опытный специалист был направлен в Нижний Новгород - на строительство завода секции «Электросвязь» (будущий "НИТЕЛ"). С 1917 по 1923 гг. он был его управляющим. Вернувшись в Ленинград, он занял пост технического директора завода «Красная Заря» (бывший «Эриксон»). В 1920-е годы Рудольф Иванович принимал участие в создании Телефонно-телеграфного треста, который объединял электро-слаботочные заводы страны, а также разрабатывал новую аппаратуру в области проводных средств связи. Его дочь Ирина работала на заводе, под руководством отца - конструктором. 

Начиная с 1915 г. Рудольф Детерс избирался в церковный совет общины Св. Михаила. Всякий раз его членство в совете приходилось на трудные времена: сначала - на годы Первой мировой войны, сопровождавшиеся гонениями на русских немцев, затем, с 1928 г., - на разгул атеизма (к этому моменту новая власть переименовала совет в «двадцатку»). Быть церковным активистом в советское время было опасно всегда, и вскоре гром грянул. 

23 июля 1930 г. Рудольф Детерс был арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Вскоре он неожиданно был освобожден, а наказание было признано условным. Рудольф Иванович Детерс скончался 4 января 1936 г. в возрасте 62 лет. Тридцать четыре года своей жизни он отдал созданию электро-слаботочной промышленности, из них в течение 20 лет он занимал руководящие должности в этой отрасли. Инженер Детерс был большим общественником: уделял особое внимание подготовке кадров и технической учебе, оказывал помощь рабочему рационализаторству. По воспоминаниям жены, Рудольф Иванович был требовательным к себе и к другим, он сохранял преданность своему делу до самой смерти. 

Его жена Аделаида Александровна после смерти мужа в знак признания его заслуг получила статус персональной пенсионерки республиканского значения. Однако это не спасло её в 1942 г. от репрессий: вместе с дочерью Ириной (1912 г.р.) они как немцы были высланы из Ленинграда в Башкирию - на спецпоселение, где находились до 1955 г. Сын Эрвин-Георгий (1910 г.р.), студент пятого курса Индустриального института, в 1937 г. был арестован как участник «контрреволюционной фашистско-шпионской организации» Рейхерта-Сцитника и 3 января 1938 г. был расстрелян (реабилитирован в 1957 г.).

 

Публикация о Рудольфе Детерсе в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_907


Павел Корнельевич Лаланд

 

Павел Корнельевич Лаланд (Laaland) родился 16 января 1863 г. в семье пастора Корнелия Лааланда и его жены Августы, урожденной Фрезе. Его отец служил в Эстонской лютеранской церкви Св. Иоанна в Петербурге на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов, 54). В 1877 г., став генерал-суперинтендантом, Корнелий Лааланд возглавил Петербургскую евангелическо-лютеранскую консисторию. 

Павел Лаланд избрал путь инженера-строителя. Одновременно он служил инспектором и архитектором в «Страховом обществе 1909 г.», затем - архитектором в Северном строительном обществе. После смерти отца в 1891 г. он вместе с супругой стали прихожанами церкви Св. Михаила. Вместе с женой Елизаветой Николаевной (урожденной Эмилией Юлией Элизабет Келлер) и сыном Павлом они поселились на Васильевском острове. Сохранившиеся церковные документы начала ХХ века представляют Павла Корнельевича как активного жертвователя на нужды общины. 

В советское время Павлу Лаланду приходилось трудиться на торфяных разработках в поселке Рахья по Ириновской железной дороге. В 1919 г. он возглавил сильно уменьшившийся за годы войн и революций приход Св. Михаила, став председателем «двадцатки» (церковного совета). 

На посту председателя Павел Корнельевич оставался до конца своих дней, сохраняя верность родному приходу. Для «сына священника» - так он всегда отвечал на вопрос советских анкет о социальном происхождении - это был чрезвычайно ответственный выбор: церковных активистов новая власть не жаловала и даже могла преследовать. Однако в это время гонений на церковь каждый список членов «двадцатки», подаваемый в административные органы, начинался фамилией Лаланд. Он, прежде всего, брал на себя ответственность сохранять и ремонтировать церковное имущество, которое после 1917 г. считалось государственным. 

По милости Божией потомственный дворянин Павел Корнельевич Лаланд умер своей смертью. Он покинул этот мир в 1935 г. в возрасте 73 лет и был похоронен рядом с могилами родителей на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Павле Лаланде в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_547


Рихард Эрвин Мазинг

 

Рихард Эрвин Карлович Мазинг (Masing) родился 23 сентября 1847 г. в местечке Мустьяла, на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония). Мальчик был пятым ребенком в семье местного лютеранского пастора Карла Иоганнеса Мазинга и его жены Аделаиды Эльмиры. Мать Рихарда происходила из немецкого баронского рода фон Унгерн-Штернберг. У Рихарда было 5 братьев и 2 сестры, родившихся здесь же, на острове. 

В 1860 г. пастор Карл Мазинг был призван лютеранским приходом Св. Михаила на служение в Петербург, и с 13 лет в жизни подростка Рихарда начался петербургский период. Юноша получил образование в Институте инженеров путей сообщения и с июня 1874 г. состоял на гражданской службе. Первой его серьезной работой было участие в сооружении моста императора Александра II на месте наплавного Литейного моста. Молодой инженер Мазинг входил в число руководителей строительных работ, по окончании которых был награжден в числе других инженеров. 30 сентября 1879 г. мост через Неву был открыт. 

Дальнейший период жизни инженера Р. Мазинга был связан с Нижним Новгородом. В 1882 г. Рихард Карлович обследовал среднее течение реки Волги в поисках места для казенных мастерских. Их строительство было связано с проведением работ по углублению дна обмелевшей Волги. Для импортных землечерпальных машин и прочей техники требовался новый затон с оборудованными механическими мастерскими. Изыскать подходящее место для таких мастерских Казанский округ путей сообщения поручил начальнику дноуглубительных работ средней Волги Рихарду Карловичу Мазингу. Обследовав весной 1882 г. плес среднего течения реки, инженер остановил свой выбор на Василёвском затоне. Обладая, видимо, от отца-пастора умением общаться с людьми, Рихард Карлович предварительно выяснил настроение местного населения и, заручившись поддержкой купечества и духовенства, написал рапорт на имя своего начальника с предложением строить мастерские в Василёве (ныне Чкаловск). Пока его рапорт продвигался по инстанциям, инженер самостоятельно подготовил всю проектно-сметную документацию, чертежи и планы. 

Строительство мастерских началось в 1883 г. Все работы выполнялись вручную. Первоначально все цеха в затоне были деревянными. (Через год для котлов и паровой машины будет выстроен кирпичный корпус с кирпичной дымовой трубой.) От паровой машины до механического цеха была сооружена металлическая эстакада, на ней установлена трансмиссия для вращения станков. Осенью 1883 г. работы по строительству мастерских были завершены, а Р.К. Мазинг был назначен их первым начальником. 

В Василёвском затоне производился ремонт судов и плавсредств. В дальнейшем в технически сложных условиях в 1888 г. по проекту Р.К. Мазинга был заложен и сдан в эксплуатацию первый в России дноуглубительный земснаряд «Волга», впоследствии «Волжский–12». Он был сделан так надежно, что проработал без капитального ремонта 40 лет!

В истории Василёва Рихард Мазинг остался удивительным человеком. В примитивных условиях русской глубинки, когда никто, кроме инженеров, не умел читать чертежи, он отважился на строительство сложного сооружения с большим объемом инженерно-технических расчетов! Работу мастерских того времени осложняло то обстоятельство, что в затоне не было ни эллинга, ни слипа для подъема судов и спуска их на воду. Инженер Мазинг собственноручно создал проект эллинга с ручными шпилями системы «Бетанкур» и в 1889 г. приступил к его строительству. Работы велись в подводной части, перегородив затон стенками из шпунтовых свай. Воду откачивали насосом, топором забивали сваи для устройства эллинга. Через год эллинг был построен и служил много лет, а управляющий мастерскими Рихард Мазинг оставил о себе добрую память. Появление в селе казенных механических мастерских по ремонту и отстою технического и дноуглубительного флота дало импульс к дальнейшему развитию села Василёво. 

За успехи в службе инженер Мазинг был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени и бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. В 1895 г. он был назначен начальником дноуглубительных работ правления Казанского округа. Работы проводились на Волге. В том же году деятельный инженер участвовал в строительстве наплавного моста через Оку в Нижнем Новгороде, а еще через год, там же - в подготовке Всероссийской выставки. 

Действительный статский советник Рихард Мазинг был женат на Евгении Ивановне Августовской. В этом браке родились трое детей – Рихард (1890-1920), ставший военным, Аделаида (1893 г.р.) и Роберт (1896 г.р.). 

В конце жизни Рихард Карлович переехал в Казань. В этом городе Рихард Мазинг в 1921 г. обрел покой. Ему было 74 года.

 

Публикация о Рихарде Мазинге в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_401


Николай-Герберт Пенгу

 

Николай-Герберт Пенгу (Pingoud) родился 6 мая 1884 г. в Петербурге. 23 мая отец младенца, пастор церкви Св. Михаила Гвидо Васильевич Пенгу, крестил сына. В многодетной семье Пенгу языком общения был немецкий, в доме звучала музыка, все – и взрослые, и дети - увлекались философией. В роду матери - Эмилии (урожденной Сеземан) - были известные музыканты Ф. Пациус и Э. Меллартин, но, в отличие от своих братьев и сестер, Николай Пенгу не стал ни философом, ни музыкантом – он выбрал модную и востребованную для своего времени профессию инженера. 

Скорее всего, он, как и его брат Эрнст, учился в Катариненшуле – единственной на Васильевском острове школе при лютеранской церкви. После окончания института Николай вместе с младшим братом Эрнстом (композитором и философом) поселился отдельно от родителей, но по соседству, с видом на кирху Св. Михаила – в доме №11 по Среднему проспекту. В течение нескольких лет Николай служил в Петербурге, затем в 1918 г. вместе с матерью и братом Эрнстом покинул Россию, эмигрировав в Финляндию. Они поселились в Выборге: отсюда была родом его мать, здесь ее семье принадлежало имение Тиккала. 

Осенью 1918 г. брат Эрнст написал симфоническую поэму «Mysterium», которую посвятил старшему брату Николаю. Выше первой строчки нотного текста стояла надпись по-французски: «A Nicolas Pingoud». Название музыкальной поэмы, звучание которой длится 10 минут, на латыни означает «тайна». За основу при её написании был взят стихотворный (возможно, немецкий) текст, автором которого был Николай Пенгу. Тайной для нас пока окутана его так рано оборвавшаяся жизнь.

Николай Гвидович Пенгу скончался 28 января 1922 г. в возрасте 37 лет в Выборге. Вероятно, его прах упокоился на местном кладбище Сорвали, где со временем обрела покой его мать Эмилия.

 

Публикация о Николае Пенгу в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_647


Константин Теннисон

 

Константин Александрович Теннисон (Tennyson) родился 23 июня 1873 года. В 1890-е годы он поступил на кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте, одно из первых в мире военно-морских инженерных учебных заведений, основанное императором Павлом I в 1798 г. Училище славилось своими выпускниками и преподавателями. Например, в те годы там преподавал физику изобретатель радио Александр Попов. Курс теории корабля, корабельной архитектуры и проектирования судов вел Густав Шлезингер - будущий создатель «Северной верфи». 

В 1895 г. Константин Теннисон окончил училище со званием младшего помощника судостроителя и поступил в распоряжение кораблестроительного отдела Морского технического комитета. Его работа была связана с разбором аварий на флоте, проведением инспекций и консультаций по вопросам эксплуатации судов, участием в создании проектов и наблюдением за строительством кораблей. 

Выпускники Технического училища имели преимущественное право при поступлении в Николаевскую морскую академию, чем в 1896 г. не преминул воспользоваться наш герой. В это же время, переехав из Петербурга в Кронштадт, он присоединяется к лютеранскому приходу Св. Михаила. Он стал не просто прихожанином, но активным жертвователем и участником жизни общины. В 1900-1917 гг. неоднократно избирался в члены церковного совета. 

С началом ХХ века профессиональный путь Константина Александровича приобретает тот же стремительный темп, что и окружающая его эпоха. Летом 1900 г. Теннисон, вместе с главным инспектором кораблестроения Н.Е. Кутейниковым и корабельным инженером Г.Ф. Шлезингером, принял участие в объезде верфей Европы и Америки, где строились русские корабли. По возвращении в Россию Теннисоном был составлен отчет о поездке. Возможно, это путешествие стало для него толчком к продвижению идеи отечественного судостроения, патриотом коего он был. Впоследствии он сформулировал теорию развития судостроения для русского торгового и гражданского флота и внес значительный вклад в формирование законодательства для организации внутреннего мореходства. «Всякое мероприятие, содействующее развитию русского торгового флота, - писал Теннисон, - является в то же время и мерой поощрения русского судостроения». 

В 1905-1906 гг. Константин Теннисон, уже старший делопроизводитель кораблестроительного отдела Морской технической комиссии, наблюдал за строительством крейсера «Рюрик» на верфи британской фирмы «Виккерс». А в 1909 г. начался самый значительный в его профессиональной жизни этап. Комитет по усилению военного флота объявил конкурс на разработку проекта быстроходного эскадренного миноносца с турбинными двигателями. В конкурсе приняли участие Адмиралтейский, Невский и Путиловский заводы. В результате победил проект последнего, сочетавший в себе максимальную вооруженность и наилучшую мореходность судна. Этот проект был составлен заведующим судостроительного отделения Путиловского завода, подполковником К. Теннисоном. Он же и был назначен старшим строителем и конструктором корабля, который был заложен летом 1910 г. на Гутуевском острове. Паротурбинный эсминец 2-го ранга получил имя «Новик» в память об одноименном крейсере Порт-Артурской эскадры. «Новик» стал образцом для строительства целой серии быстроходных турбинных эсминцев русского флота с мощной артиллерией и торпедным вооружением. Осенью 1913 г. он вступил в строй и считался самым быстроходным для своего времени. Все его боевые качества, созданные замыслом инженера Теннисона, сразу пригодились в начавшейся Первой Мировой войне. Эсминец «Новик» успешно служил в составе Балтийского флота, был флагманским кораблем командующего флотом, участвовал в минных постановках и в известной Моонзундской операции 1917 года. С 1914 по 1917 годы на «Новике» служил Гаральд Граф, оставивший о корабле воспоминания в своих книгах. 

…А жизнь конструктора «Новика» продолжалась на суше. Он показал себя не только неутомимым тружеником, но и активным общественным деятелем. В последние годы существования Российской Империи он успел потрудиться корабельным инженером Петербургского порта, преподавателем в Ремесленном училище цесаревича Алексея, состоял в Обществе морских инженеров. Кроме того, в 1914-1918 гг. он избирался гласным Петроградской городской Думы. Должность хлопотная, исправлять которую надо было безвозмездно и во внерабочее время. Гласные являлись депутатами, которые избирались горожанами для организации хозяйственной жизни города. 

В новой послереволюционной действительности Константину Теннисону места не нашлось, и в 1918 г. (в самом расцвете лет – ему было 45) он покинул Россию вместе с женой Марией Владимировной (урожд. Лапиной) и 5-летним приемным сыном Константином. Их путь лежал через Сан-Франциско (США), затем во Францию. В Париже в 1924-1930 гг. Теннисон был членом Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища и помогал своим соотечественникам, как и он, оказавшимся на чужбине. Помогал он им и в Лондоне, куда переехал в 1930 г. С Англией его связывало еще дореволюционное сотрудничество с судостроительной фирмой «Виккерс». В свое время Теннисон был директором ее Российского агентства, обеспечивая интересы отечественных оборонных ведомств. 

Жизненный путь инженер-полковника К.А. Теннисона завершился в Лондоне, где он скончался 12 декабря 1950 г. в возрасте 77 лет. А его выдающееся детище – эсминец «Новик» - недавно вновь напомнило о себе. 16 июня 2018 г. на дне Финского залива был найден корпус корабля «Яков Свердлов» (так «Новик» назывался в советское время), подорвавшегося на германской мине в августе 1941 г. во время Таллиннского перехода. Так, вместе с затонувшими кораблями, со дна морского возвращается к нам память об их создателях.

 

Публикация о Константине Теннисоне в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1064


Александр Шотт

 

29 октября 1854 г. в семье церковного старосты прихода Св. Михаила Эрнста Шотта и его жены Гертруды (урожденной Краузе) родился сын Александр. Этому ребенку из скромной лютеранской семьи, чье детство прошло на Васильевском острове, предстояло стать новатором в области создания отечественного броненосного флота. Избранный им в юности путь оказался трудным, но верным. 

В истории прихода Св. Михаила имя кистера Эрнста Шотта сохранилось как пример «верного труженика», посвятившего служению общине более четверти века. Такой же преданности делу он учил своих детей – их у него было четверо. Эрнст Шотт не жалел средств на их образование: старший сын Александр по окончании в 1870 г. одной из лучших гимназий столицы - Петришуле - поступил в Техническое училище Морского ведомства. Из него он вышел в 1875 г. в звании прапорщика. 

Первый год после выпуска из училища молодой корабел провел на ремонте броненосных судов «Князь Пожарский» и «Богатырь». В 1876 г. Александру Шотту было присвоено звание кондуктóра Корпуса корабельных инженеров, а год спустя началась его служба в Новом Адмиралтействе (ныне Адмиралтейские верфи) в качестве помощника строителя клипера «Наездник». 

С 1883 г. жизнь молодого специалиста проходила между Петербургом и югом России, куда он был переведен помощником строителя мореходных броненосцев. В течение 10 лет он служил младшим судостроителем на верфях Севастополя и Николаева. Лишь в 1893 г. Александр Шотт будет назначен главным строителем броненосца «Три Святителя». После этого он получил право осуществлять собственные замыслы. 

В декабре 1896 г. Александр Шотт прибыл в Петербург, где на заседании Морского технического комитета выступил с докладом о своём новом проекте – строительстве броненосца, работающего на жидком топливе. С замечаниями и пожеланиями проект был одобрен. 

7 декабря 1897 г. стало началом строительства корабля. Высочайшим приказом по морскому ведомству он получил имя «Князь Потемкин Таврический». Это событие завершило 20-летнюю программу возрождения броненосного флота на Черном море. Проектантом и главным строителем нового военного корабля класса эскадренных броненосцев стал наш земляк Александр Шотт. 

Двумя годами раньше инженер Шотт был произведен в старшие судостроители, а затем в полковники. В те же годы он станет членом Николаевского отделения Императорского Русского технического общества. Его очередным судном будет броненосец «Евстафий». 

Дальнейшая служба А.Э. Шотта продолжилась на посту корабельного инженера Николаевского порта. В 1906 году он был уволен в отставку с назначением на должность инспектора кораблестроительных работ порта с чином действительного статского советника. 

За заслуги перед государством Александр Эрнестович Шотт был награжден орденами: Св. Станислава 2 степени, Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 4 степени, и серебряной медалью «В память царствования императора Александра III». 

Александр Шотт скончался 18 января 1911 года в возрасте 56 лет. В истории российского кораблестроения он остался прогрессивным инженером и создателем броненосца «Потемкин».

 

Публикация об Александре Шотте в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_444


Уве Иенс Эсмарх

 

Уве Иенс Эсмарх (Esmarch) родился в 1837 г. в пограничном городке Фленсбург (земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия). Его родителями были Теофил Христиан Каспар Эсмарх и его жена Фредерика Бригитта (в девичестве Гоман).

В Петербург Иенс прибыл во второй половине ХIХ века. Здесь он служил инженером на фабрике. Наиболее известным его изобретением, сделанным в 1860-е годы, стала зерносушилка, с подробным описанием работы которой можно ознакомиться с Публичной библиотеке. 

Женат Иенс Эсмарх был дважды. Первый раз – на уроженке Ораниенбаума Терезе Катарине Геллер. С ней он обвенчался 12 июня 1866 г. в лютеранской церкви Петергофа. Однако вскоре овдовел. 8 сентября 1871 г. он женился во второй раз. На этот раз невеста нашлась в приходе Св. Михаила, она была дочерью фабриканта - Мария Фридерика Грумбт. Невесте к тому времени уже исполнился 31 год, она успела побывать замужем за купцом Аштоном и овдоветь. В новом браке у супругов Эсмарх родились четверо детей: Христиана (1873), Фридрих (1874), Вильгельм (1878) и Ольга (1881).

Как активный прихожанин, с 1878 г. Иенс Эсмарх избирался в церковный совет. Это было время зарождения благотворительной работы в приходе, которую церковный совет проводил под руководством начинающего пастора Гвидо Пенгу. При нем был открыт вдовий дом и сиротский приют. Кроме того, члены церковного совета активно занимались обустройством нового каменного здания кирхи, только что возведенного на Среднем проспекте, и молодой пастор нуждался в образованных и энергичных помощниках, каким был инженер Эсмарх. 

Гражданский инженер и купец 2-й гильдии Иенс (Иван Христианович) Эсмарх покинул этот мир 17 марта 1910 г. в возрасте 73 лет. Его жена Мария пережила мужа на 8 лет и умерла в 1918 г. в возрасте 80 лет.

 

Публикация о Иенсе Эсмархе в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_973