Орган Rieger, II+Ped/21

Инструмент изготовлен австрийской фирмой "Rieger Orgelbau" в 1956 году и изначально принадлежал лютеранской церкви Св. Павла в Хельсинки (Финляндия), после чего в 2012 году был подарен и перенесен в церковь Св. Михаила в Петербурге. Орган вошел в строй в 2015 году, освящен 3 января 2016 года епископом Арри Кугаппи.

I Manual (C-c4)

 

1. Principal 8’

2. Rohrflöte 8’

3. Oktave 4’

4. Gemshorn 4’

5. Quintflöte 2 2/3’

6. Flachflöte 2’

7. Terz 1 3/5’

8. Mixtur 4 fach 2’

9. Tremolo 

II Manual (C-c4)

(трубы установлены

лишь в диапазоне C-f3)

 

10. Gedackt 8’

11. Holzflöte 4’

12. Principal 2’

13. Quinte 1 1/3’

14. Oktave 1’

(15. Zimbel 2 fach 1/3’)

16. Krummhorn 8’

17. Tremolo

Pedal (C-g1)

 

18. Subbass 16’

19. Rohrgedackt 8’

20. Rohrgedackt 4’

21. Holzpfeife 2’

22. Rauschquinte 3 2/3’ 2’

23. Sordun 16’

Koppeln: II/I, I/Ped.


Особенностью инструмента является его компактность (часть труб педали расположена даже под скамьей органиста) и тросовая механическая трактура (с этим видом трактуры органостроители экспериментировали в 1950е-1960е годы, но из-за малой надежности новшество не привилось). Орган имеет шлайфовые виндлады (Schleiflade), для 18 боковых труб проспекта (из регистра Principal 8') использованы элементы пневматической трактуры. На оригинальных регистровых рукоятках инструмента указана лишь высотность регистров (позже рядом с рукоятками были сделаны наклейки с названиями). Регистр Zimbel 2 fach 1/3' II-го мануала после переноса органа в Петербург был снят (указан в диспозиции в скобках).

Е.Д. Кривицкая, П.Н. Кравчун. Энциклопедия «Органы России» (М., 2016)

 

Об органе “Rieger” рассказывает органистка прихода Св. Михаила Галина Ельшаева:

«…Орган «Rieger» необарочный, немецкого типа, построен под влиянием движения Оргельбевегунг. "Органное движение" (нем. Orgelbewegung) в Германии и Европе связано с возрождением интереса к музыке эпохи барокко, изучением творчества старинных мастеров, а также реставраций исторических органов. Это немецкая органная реформа ХХ века, которая дала новый импульс органному искусству всего мира.

Наш орган построен в годы максимального увлечения этим направлением. Подчеркнуто пирамидальный в диспозиции, он имеет много высоких регистров, в том числе и в педали. В соответствии со стилем инструмента музыка барокко лучше всего звучит на этом органе. Особенно немецкое барокко, творения предшественников и современников Баха. А старинные формы чаконы, фантазии, токкаты, прелюдии и т.п. как нельзя больше соответствуют особенностям инструмента и акустическим возможностям камерного зала…»